Некоторое время назад был проведен опрос населения касательно «зарплатного» банка. Результаты были таковы: большинство работников признались, что работодатель просто поставил их перед фактом получения зарплаты через определенный банк. Опрос был проведен среди населения, получающего жалованье на зарплатную карту. При этом почти половина опрошенных даже не знают, что у них есть право выбора зарплатного банка. Данную проблему охарактеризовали «зарплатное рабство».

Так, по результатам опроса, две трети работников (66%) отметили, что при трудоустройстве на текущее место работы им был предложен только один банк для получения зарплаты, без альтернатив. Остальные, кроме 2% затруднившихся ответить, считают, что выбор у них был. При этом 39% сотрудников сталкивались с такими проблемами при использовании зарплатной карты, как высокие комиссии при снятии наличных в банкоматах сторонних банков, при переводе средств на карты других банков, отсутствие бонусов и слабая развитость сети банкоматов зарплатного банка.

Согласно данным опроса почти половина россиян (46%) не знает об отмене «зарплатного рабства» с 2014 года. Абсолютное большинство работников (84%) даже не интересуется условиями, которые предлагают другие банки. Лишь 29% работников хотели бы иметь возможность переводить средства в любой банк без подачи заявления работодателю — например, из-за опасений негативной реакции, а большинство респондентов (64%) к такой возможности относятся безразлично.

Глава Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин отмечает, что, когда принимался закон об отмене «зарплатного рабства», против него многие приводили контраргумент: закон излишен, так как действовавшее на тот момент законодательство и так предоставляло право на выбор банка. Неосведомленность людей о наличии у них права фактически блокирует использование возможностей, которые им дает финансовая система, пояснил он. По словам Емелина, борьба с «зарплатным рабством» в равной степени заключается как в противодействии недобросовестным практикам навязывания банка работодателями, так и в повышении финансовой грамотности самих граждан.